Что такое константа в языке программирования паскаль
Перейти к содержимому

Что такое константа в языке программирования паскаль

  • автор:

Что такое константа в языке программирования паскаль

Целые числа в Паскале записываются в обычном виде, например: 0, +100,-56498 .
Вещественные числа в Паскале представляются в одной из двух форм, которые называются: запись числа с фиксированной точкой и запись с плавающей точкой. Первая из них — это запись числа в виде целой и дробной частей, разделенных точкой, например: -3.15 , 0.1 , +23.0125 .
Вторая форма — с плавающей точкой — это запись числа с мантиссой и десятичным порядком, разделенными латинской буквой E. Такая запись означает, что мантисса (которая может быть целым числом или вещественным числом в форме с фиксированной точкой) умножается на 10 в степени, задаваемой порядком (который всегда должен быть целым числом), например -18.7Е+3 , 2.123Е4, 2.34Е-2 , 6Е-1 .

В языке программирования Паскаль запрещается запись вещественных чисел в виде .5 или 5. Их необходимо записывать как 0.5 и 5.0 соответственно. Если в записи числа содержится точка, то по крайней мере одна цифра ей должна предшествовать и следовать за ней.

Основным требованием к записи выражений в Паскале является размещение всех его элементов в одной строке (на одном уровне). В выражениях допускается использовать константы (неизменяемый объект программы), переменные (объект программы, который может изменять свое значение), операции ( + , , / , * , . . . ) и функции.

Пример 1.
Записать выражение на Паскале

Решение: ((6 — x) * x + 10 * (x * y — 6 * x * y * z)) / (x * y — y * z — z * x)

Пример 2.
Записать выражение
( Sqrt (Sin(x * x) + Cos(y * y ))) / Exp (Sqr( 2 * x — 5 ))
в общепринятой форме.

Переменные и константы в языке программирования Паскаль

В Паскале, как и в других языках программирования данные делятся на константы и переменные. Для получения текущих значений переменных и констант к ним можно обращаться в программе по именам.

Переменная — это именованная величина определенного типа, способная в процессе работы программы менять свое значение.

Обычно переменная получает текущее значение в результате выполнения оператора присваивания (например, s := 0 – переменной s присваивается значение 0). Это значение будет сохраняться до тех пор, пока этой переменной не будет присвоено новое значение (при этом предыдущее значение теряется безвозвратно!)

Важно: попытка присвоить переменной значение иного типа является ошибкой.

Описание переменных

Все переменные, которые будут использоваться в программе на языке Паскаль, описываются в разделе описаний. Раздел начинается со служебного слова var , после которого могут располагаться описания в следующих формах:

  • список имен: тип;
  • или
  • имя: тип := выражение;
  • или
  • имя: тип = выражение; // для совместимости с Delphi
  • или
  • имя := выражение;

В случае, если необходимо описать несколько переменных, то они перечисляются в списке через запятую. Например:

  • var
  • a1, a2, a3: integer;
  • p: real := 5.7;
  • str := ‘PascalABC.NET’;
  • k := 1;

В последних двух случаях тип переменной определяется автоматически по типу выражения в правой части. Заметим, что по умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.

PascalABC.NET позволяет описывать переменные внутри составного оператора begin-end в специальном операторе описания переменной. Такие описания называются внутриблочными. Для внутриблочного описания можно использовать формы приведенные выше. Например:

  • begin
  • var a1,a2,a3: integer;
  • var p: real := 2.5;
  • var str := ‘ ‘;
  • end;

Описание констант

Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в разделе описаний и не изменяются в процессе выполнения программы

Раздел описания именованных констант в языке программирования Паскаль начинается с ключевого слова const после которого следуют описания в следующих формах:

  • имя константы = значение;
  • или
  • имя константы : тип = значение;
  • const
  • MaxLen = 100;
  • Pi = 3.14;
  • g = 9.8;
  • Day = ‘Sunday’;

Использование именованных констант позволяет улучшить читаемость программы и облегчает внесение в нее изменений.

Copyright © 2014-2021, Урок информатики
Все права защищены

Переменные и константы

Любая программа обрабатывает данные (информацию, объекты). Данные, с которыми работает программа, хранятся в памяти компьютера (чаще оперативной). Программа должна знать, где они лежат, каким объемом памяти она располагает, как следует интерпретировать данные (например, как числа или строки). Для обеспечения программе доступа к участкам памяти существует механизм переменных.

Переменные описываются в начале программы и как бы сообщают о том, с какими данными будет работать программа и какой объем памяти они займут. Другими словами, резервируется память. Но это не значит, что в эти ячейки памяти помещаются конкретные значения (данные). На момент резервирования памяти в них может быть что угодно.

В процессе выполнения программы в ячейки памяти будут помещаться конкретные значения, извлекаться оттуда, изменяться, снова записываться. Мы же через программу обращаемся к ним посредством имен переменных, которые были описаны в начале программы.

Имена переменных могут быть почти любым сочетанием английских букв и цифр (без пробелов). Нельзя чтобы имена переменных совпадали со словами, которые являются какими-либо командами самого языка программирования. Нельзя начинать имена переменных с цифры или специального символа. Для того чтобы имена переменных были удобны для восприятия, надо стараться придерживаться пары правил. Если программа не простейший пример, то имена переменных должны быть осмысленными словами или их сокращениями. Желательно, чтобы имена переменных не были слишком длинными.

В Pascal прописные и строчные буквы в именах переменных не различаются.

При описании переменных указывается не только их имя, но и тип. Тип переменных сообщает о том, сколько отвести под них памяти и что за данные там планируется сохранять. Точнее хранится там всегда будут числа в двоичной системе счисления. Но что они значат, может быть чем угодно: целым или дробным числом, символом, строкой, массивом, записью и др. Т.е. тип переменной определяет то, что мы можем сохранить в участке памяти, с которым связана описываемая переменная.

В примере ниже происходит ввод значений трех переменных разных типов и выполнение допустимых для их типов операций. Если тип переменных integer, то им можно присваивать только целые числа в диапазоне от -32768 до 32767. Под тип integer в языке программирования Паскаль отводится 2 байта, что равно 16 битам, а это значит, что можно хранить 2 16 (65536) значений (отрицательные и положительные числа, а также ноль). В этих диапазонах переменные int1 и int2 могут принимать какие угодно значения. При попытке записи в переменную значения не ее типа возникнет ошибка.

var int1,int2: integer; r: real; ch: char; begin write('Type integer: '); readln(int1); write('Type real: '); readln(r); write('Type char: '); readln(ch); int2:= int1 mod 10; int1:= int1 div 10; r:= r + 0.5; ch:= chr(ord(ch)+1); writeln(int1:5, int2:3, r:7:2, ch:3); end.

Пример работы программы:

 Type integer: 32 Type real: 5.34 Type char: A 3 2 5.84 B

Итак, переменные связаны с участками памяти, содержимое которых может меняется по ходу выполнения программы в определенных пределах.

Длина переменных

Ранние версии компиляторов Паскаля имели ограничение на учитываемую длину имен переменных. В имени учитывались лишь первые восемь символов. Поэтому, например, такие переменные как variable1 и variable2 компилятор воспринимал как одно и тоже, т.к. первые восемь символов совпадали.

В современных версиях компиляторов с языка Pascal таких ограничений нет. Например, в результате работы приведенной ниже программы как в среде Free Pascal, так и Turbo Pascal 7.1 на экран выводятся два разных числа (10 и 20). Это значит, что компиляторы учитывают больше восьми символов в именах переменных (и других идентификаторов: именах констант, процедур и др.).

var variable111, variable222: integer; begin variable111 := 10; variable222 := 20; writeln(variable111); writeln(variable222); readln end.

Константы

Что делать, если в программе требуется постоянно использовать какое-нибудь одно и тоже число. Вроде бы это не проблема. Можно описать переменную, затем присвоить ей значение и не изменять его в программе. Однако это не всегда удобно (можно нечаянно изменить), поэтому в языках программирования для хранения данных помимо переменных существуют константы.

Главное преимущество констант заключается в том, что они описываются в начале программы и им сразу там же присваивается значение, а при выполнении программы константы не изменяются. Но если при правке кода, программист решит поменять значение константы, он впишет в ее описание другое значение, а сам код программы редактировать не придется. Поэтому, если в программе часто планируется использоваться какое-то значение, опишите его в разделе констант, который в программе располагается до раздела переменных:

const конст1 = значение; конст2 = значение;

Значениями констант могут быть данные большинства типов, используемых в языке Паскаль.

Рассмотрим такую программу:

const N = 10; var i: byte; sum: word; begin sum := 0; for i:=1 to N do sum := sum + i; writeln('Sum of ', N, ' numbers = ', sum); end.

В ней используется константа n со значением 10. Программа считает сумму десяти чисел в диапазоне от 1 до 10. Если нам захочется посчитать сумму чисел до 20, то достаточно будет изменить значение константы в начале программы. Если бы константа не использовалась, то пришлось бы просмотреть весь код программы и исправить значение 10 на 20. Если программа большая, то легко ошибиться: не найти или исправить не то значение.

Типизированные константы

В языке Паскаль помимо обычных констант используются типизированные константы. Можно сказать, что они занимают промежуточное положение между переменными и константами. Они получают значение при описании (как константы), но могут его менять в теле программы (как переменные).

Описываются типизированные константы в разделе констант:

const конст1: тип = значение; конст2: тип = значение;
const NUMS: integer = 10;

const Константы в Pascal

vedro-compota's picture

Константы — неизменяемые значения, которые имеют имя как и переменные.

Значение константам присваивается один раз в момент объявления и поменять его после этого в ходе исполнения программы нельзя.

Объявление констант

Для объявления констант используется секция const, например:

const myValue = 123; begin writeln(myValue); end.

— обратите внимание, что для установки значения константе в секции const используется обычный знак равенства = , а не оператор присваивания :=

const name = 'Vasya'; var a: integer; begin // тело программы end.

Значение констант, можно использовать как и другие сущности (переменные, литералы), например присваивать их значения переменным и/или передавать их в подпрограммы:

const myValue = 123; name = 'Vasya'; var a: integer; begin a := myValue; // пишем значение константы в переменную writeln('a =', a ); writeln('name=', name); // передаем константу в процедуру end.

Константы неизменяемы

Значения констант нельзя менять, напр. такой код завершится ошибкой:

const myValue = 123; begin myValue := 55; // ошибка выполнения кода! end.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *