Нравственно-религиозная позиция Сони мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбанева Анна Николаевна, Ибрагимова Луара Исаевна
Соня Мармеладова в большей степени, чем Разумихин или Порфирий Петрович, является выразительницей взглядов самого Достоевского. Она провозвестница тех идей, которые должны, по Достоевскому, вывести Раскольникова на путь спасения , помочь ему обрести веру и надежду. В идейной структуре романа идеи Сони и Раскольникова противопоставлены. Ее решение состоит в самопожертвовании, в том, что она «переступила себя». Основная идея Сониэто идея «непреступаемости» другого человека.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Горбанева Анна Николаевна, Ибрагимова Луара Исаевна
Социально-историческая тематика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Иронические символы балагана в стихотворении И. Анненского «серебряный полдень»
Главные герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в свете их антропонимов
Портретная характеристика в романах Ф. М. Достоевского (на материале образа героини романа «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой)
Путь «От смерти к жизни» («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Отлучённый» С. Лагерлёф)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The article explores the moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel «Crime and Punishment » by F. M. Dostoevsky. The author shows that Sonya Marmeladova, to a greater extent than Razumikhin or Porfiry Petrovich, is the embodiment of Dostoevsky’s views of himself. She is the herald of those ideas which, according to Dostoevsky, had to lead Raskolnikov to the path of salvation and help him to gain faith and hope. In the ideological structure of the novel, Sonya’s ideas are contrasted with Raskolnikov’s. Her decision consists in self-sacrifice, in that she violated her moral principles. Sonia’s main idea of is the idea of not violating another person’s life.
Текст научной работы на тему «Нравственно-религиозная позиция Сони мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»»
Pushkin’s onomastic game: the origin of the name ‘I.P. Belkin’
The article considers the issues that make up the ‘Belkin problem’ in Pushkin studies in terms of literary studies and linguistics through onomastics. The authors relate the image of Ivan Petrovich Belkin with the concept of the ‘squirrel-storyteller’ and, further, with the zoomorphic personification of Prophetic Boyan, a medium between the earthly world and the heavenly world.
Key words: onomastics, onomasticon, Pushkin, Belkin, squirrel-mys, zoomorphic concept.
(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)
А.Н. ГОРБЛНЁВЛ, Л.И. ИБРАГИМОВА (Махачкала)
нравственно-религиозная позиция сони мармеладовой в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»
Соня Мармеладова в большей степени, чем Разумихин или Порфирий Петрович, является выразительницей взглядов самого Достоевского. Она провозвестница тех идей, которые должны, по Достоевскому, вывести Рас-кольникова на путь спасения, помочь ему обрести веру и надежду. В идейной структуре романа идеи Сони и Раскольникова противопоставлены. Ее решение состоит в самопожертвовании, в том, что она «переступила себя». Основная идея Сони — это идея «непре-ступаемости» другого человека.
Ключевые слова: теория, преступление, наказание, оппонент, спасение, Евангелие, нравственность.
Идейная и художественная структура романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского подчинена исследованию той главной социально-философской проблемы, которая обозначена в его заглавии, и той идеи, «теории» главного героя, которая выступает в романе как причина его преступления, повлекшего за собой наказание.
Хотя образ Родиона Раскольникова занимает в произведении достоевского центральное место, роман назван не по имени главного героя, а по той главной проблеме, которая в нем исследуется. Проблема преступления -идейный узел романа, который связывает воедино композицию и сюжет произведения, его образную структуру и основные мотивы.
В идейной структуре романа, узлом которой является проблема преступления в ее социальном и философско-этическом содержании, важное место занимают образы оппонентов Раскольникова. По степени их роли в судьбе Раскольникова и в выявлении несостоятельности его теории оппоненты располагаются в романе в таком порядке — Разумихин, Порфи-рий Петрович, Соня Мармеладова. В ряде исследований Соня Мармеладова характеризуется не просто как оппонент, а как «своего рода антипод Раскольникова» [3, с. 119].
Соня занимает в идейной структуре романа особое место. Она в большей степени, чем Разумихин или Порфирий Петрович, является выразительницей взглядов самого достоевского. Она — провозвестница тех идей, которые должны, как считает достоевский, вывести Раскольникова на путь спасения, помочь ему обрести веру и надежду. В этом смысл одного из самых ярких и знаменательных эпизодов романа — чтение Соней одиннадцатой главы Евангелия от Иоанна — о воскрешении Лазаря.
Во время второй, во многом решающей для Раскольникова встречи Соня, по сути, одерживает нравственную победу над героем. Она отклоняет как ложную дилемму, предложенную Раскольниковым в целях самооправдания за убийство старухи-процентщицы и Лизаветы: «лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?».
«да ведь я божьего промысла знать не могу. И к чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» [5, с. 343]. Всем своим существом не приемля главного в теории Раскольникова — признания человека вошью («Это человек-то вошь!» [Там же, с. 320]) и разрешения крови по совести, Соня со своей точки зрения глубоко и точно определяет корень преступления Раскольникова: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!» [Там же, с. 321].
© Горбанёва А.Н., Ибрагимова Л.И., 2019
известия вгпу. филологические науки
Она же указывает Раскольникову на тот единственный, с ее точки зрения выход, который способен избавить его от наказания и муки: «Что делать? — Встань. Поди сейчас же, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: «Я убил!»».
Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным зеркалом ее душевных качеств. Автор наделил Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.
В сюжетной структуре романа важное место принадлежит спорам Сони с раскольнико-вым по религиозно-нравственным вопросам. Вместе с Порфирием Петровичем Соня сыграла решающую роль в судьбе Раскольникова, убедив его признаться в преступлении и покаяться. В эпилоге романа Соня, сопровождавшая Раскольникова на каторгу, благодаря своей религиозной позиции и любви способствует воскресению его к новой жизни.
Диалоги-споры между Раскольниковым и Соней имеют одну особенность: в них находчивый и изворотливый ум студента оказывается бессильным перед простыми, ясными и твердыми нравственно-религиозными убеждениями героини.
Раскольников стремится поставить знак равенства между своим преступлением и вынужденной жертвой Сони. Во время второй встречи он говорит ей: «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной». Однако Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, чтобы спасти семью от голода, никогда не попрекая этим их. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Она не жалеет денег и на детей своей мачехи Катерины Ивановны.
Судьба Сони, девушки из нищей семьи, вынужденной идти на улицу и, жертвуя собой, спасать от гибели своих близких, не менее трагедия, чем судьба Раскольникова. В отличие от Раскольникова, она не может позволить себе даже самоубийства: «А с ними-то что будет?» — говорит она Раскольникову, имея в виду своих близких. «И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие
дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна» [4, с. 247]. Но, несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту.
нравственно-религиозная позиция «великой грешницы» Сони, как ее называет Раскольников, выявляется в двух диалогах между ними (в главах IV четвертой и пятой частей): «А тебе бог что делает?», — спросил он. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. «Молчите! не спрашивайте! Вы не стоите. -вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него. Все делает!», — быстро прошептала она.
Мечущегося Раскольникова притягивают к себе ощутимая цельность и сила чувств Сони. Внутренний мир девушки для него — неразрешимая загадка: «как этакий позор и такая низость» ее общественного положения «рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются». Справедливее было бы прямо головой в воду, — думает он. «нена-сытимое сострадание», безграничное самопожертвование ради близких — вот что удерживает Соню от отчаяния, помогает сохранить душевную чистоту. Сострадание Сони опирается на принципы поведения, недоступные пониманию Раскольникова, — смирение и веру в «божий промысел».
В.В. Кожинов отмечает перевод житейских ситуаций и явлений в вектор вечности, в бытийный масштаб в словах Раскольникова о Соне и в его объяснении той же Соне своего поступка — поклона («Я не тебе поклонился, я всему человеческому страданию поклонился») и в словах Сони, обращенных к герою после его признания в преступлении («нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете», «поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух, что это ты убил»). «Всему свету» здесь означает «всему миру». Масштабность и смысловая глубина изображаемого достигается и с помощью трактовки, интерпретации основных мотивов и самой сюжетной ситуации в контексте и духе проблематики и легенд Нового Завета.
Все основные мотивы романа — прощения, жертвы, духовной смерти, страдания, воскресения, от которых неотрывны, с которыми нераздельны образы Мармеладова, Сони, Дуни, Раскольникова, восходят к евангельским текстам, вырастают из них.
Несмотря на насмешки и скепсис Расколь-никова («Да, может, и бога-то совсем нет»), она уповает на Бога и его милосердие, это —
ее единственная опора в жизни: «Что же я без бога-то была?» [4, с. 248]. Соня страшно удручена неверием Раскольникова («Ведь вы не веруете?») и стремится помочь ему обрести веру. Признайся и покайся — «тогда бог опять тебе жизни пошлет» [Там же, с. 322].
То, о чем говорит Соня, в какой-то мере соответствует тому, что таится в глубине души самого Раскольникова (вспомним его молитвенные слова после страшного сна об убитой лошадке: «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой. » [Там же, с. 50]).
Отсюда и начинается трудный путь Рас-кольникова к Богу и людям, который рядом с ним пройдет Соня. Ее вера и любовь сыграют решающую роль в возрождении героя к новой жизни.
В эпилоге, в сцене встречи Раскольнико-ва на берегу реки (вот он, тот берег, о котором говорил Порфирий Петрович) достоевский намечает эту перспективу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого» [Там же, с. 421].
Основа преступления Раскольникова — это его безбожье. Он отвергает важнейшие принципы христианства, в частности «не убей». По мнению достоевского, ничто не может оправдать преступления. И наказание настигает Рас-кольникова не в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. После убийства он три дня проводит без сознания.
На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили ее? денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Только раз, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Она писала им письма к их родным и отправляла на почту. когда она являлась на работах, приходя к Расколь-никову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась [Там же, с. 612].
В литературе последних лет, посвященной рассмотрению романа Достоевского, можно встретить утверждение о том, что не преступление и наказание, а именно воскресение есть главная тема произведения. Чтение Соней легенды о физическом воскрешении Лазаря предсказывает в романе возможность духовного воскресения.
В идейной структуре рассматриваемого романа «теории» Родиона Раскольникова противопоставлена «правда» Сони Мармеладо-вой. «Ее решение» состоит в самопожертвовании и в том, что она «переступила» себя, и основная ее идея — это идея «неприступности» другого человека. Преступить другого — значит для нее погубить себя. В этом она и противостоит Раскольникову.
Как отмечают исследователи, «правда» Сони не дает ответа на многие «неразрешимые вопросы», поставленные в романе. Это вопросы как социального, так и философского характера.
В то же время образом Сони и других оппонентов Раскольникова автор «Преступления и наказания» утверждал главную нравственную мысль романа, о которой один из исследователей сказал точно и всеохватно: в этом романе воплотилась вся сила реализма достоевского, его знание человека, его споры с философами и политиками, его сюжетное мастерство. Его дар живописца и портретиста направлены на одну идею-страсть, не менее властную, чем идея-страсть Раскольникова, и противостоящую ей. Она формулируется просто: «не убий»*.
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Белкин A.A. Роман «Преступление и наказание» // Русская классическая литература. Анализы и разборы. М.,1969.
3. Гассиева В.З. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Орджоникидзе, 1977.
4. Горбанёв H.A., Горбанёва А.Н. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: учеб. пособие. Махачкала, 2008.
5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: АСТ, 2015.
6. Евнин Ф.И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Достоевского. М., 1959.
7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.
* 6-я заповедь Христа из Евангелия.
известия вгпу. филологические науки
8. Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского // Достоевский — художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972.
1. Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M., 1972.
2.Belkin A.A. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Russkaya klassicheskaya literatura. Analizy i razbory. M., 1969.
3. Gassieva V.Z. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie». Ordzhonikidze, 1977.
4. Gorbanyov N.A., Gorbanyova A.N. Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie»: ucheb. posobie. Mahachkala, 2008.
5. Dostoevski) F.M. Prestuplenie i nakazanie. M.: AST, 2015.
6. Evnin F.I. Roman «Prestuplenie i nakazanie» // Tvorchestvo Dostoevskogo. M., 1959.
7. Kirpotin V.Ya. Razocharovanie i krushenie Rodiona Raskol’nikova. M., 1970.
8. Etov V.I. O hudozhestvennom svoeobrazii so-cial’no-filosofskogo romana Dostoevskogo // Dostoevski) — hudozhnik i myslitel’. M.: Hudozh. lit., 1972.
The moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel «Crime and Punishment» by F.M. Dostoevsky
The article explores the moral and religious position of Sonia Marmeladova in the novel «Crime and Punishment» by F.M. Dostoevsky. The author shows that Sonya Marmeladova, to a greater extent than Razumikhin or Porfiry Petrovich, is the embodiment of Dostoevsky’s views of himself. She is the herald of those ideas which, according to Dostoevsky, had to lead Raskolnikov to the path of salvation and help him to gain faith and hope. In the ideological structure of the novel, Sonya’s ideas are contrasted with Raskolnikov’s. Her decision consists in self-sacrifice, in that she violated her moral principles. Sonia’s main idea of is the idea of not violating another person’s life.
Key words: theory, crime, punishment, opponent, salvation, gospel, morality.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2019)
О.Ф. ЛАДОХИНА (Москва)
иронические символы балагана в стихотворении И. АННЕНСКОГО «серебряный полдень»
Анализируется использование И. Анненским в стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» иронических символов балагана. Поэт выбирает универсальный способ поэтического видения действительности. Балаганная тема перекликается с темой смерти, серебряный полдень в стихотворении И. Анненского — это маска. Субъективизм поэта проявляется в ироничном отношении к происходящему, для Анненского это способ познания действительности, в частности балагана.
Ключевые слова: контекст, символ, ирония, фольклор, мотив, драма.
По словам И. Анненского, объяснить какое-нибудь литературное произведение можно лишь тогда, когда определены его композиция, замысел автора и ближайшая цель поэта. Натолкнувшись на форму трилистника, поэт создал уникальные стихотворные смысловые единства, в которых можно с нескольких сторон посмотреть на то, что является предметом изображения.
В поэзии для И. Анненского важна была прежде всего форма мысли. В стихотворении «Серебряный полдень» из «Трилистника балаганного» поэт стремился придать поэтическим образам контрастную окраску, соединив вещественное и отвлеченное в одном контексте: высокое в названии и будничное в воздушном мертвом пространстве, передав свое ироничное отношение к происходящему.
«Трилистник балаганный» — пример изображения народного гуляния, слагаемыми которого являются символы умирания старого и рождения нового. В начале XX в. не только в европейском, но и в русском искусстве возрастает интерес к балагану, арлекинаде, к маске, в которой отражается сразу несколько образов, она привлекает не только своим обаянием, но и иронией, в которой чувствуются и смех, и слезы. Комедия неожиданно превращается в трагедию. Балаган становится частью нового искусства, потому что сочетание трагическо-
Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.
Идеи и образ Сони
Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.
Соня как путь к искуплению
Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.
Любимый герой Достоевского
Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.
Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
А) жертвенность Б) легкомыслие В) лицемерие Г) свободолюбие
Объяснение:потому что Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.
можно самый лучший ответ
А это какой класс?
Она:робкая,безответная,добрая,честная,терпеливая, самоотверженная, благородная,милосердная, жалостливая.
Новые вопросы в Литература
що вас найбільше вразило у розповідях хлопців про їхнє дитинство із твору сапієнсів
описати конфлікт справжнього почуття та забобонів у трагедії «Ромео і Джульєтта»
У чому різниця між персонажами твору «Жага до життя»СРОЧНОО
Асоціативний диктант.Випишіть ті риси вдачі, які, на вашу думку, характерні для Шимека.Романтичний, легковажний, стриманий, скромний, працьовитий, смі … ливий, мужній, рішучий, поетичний, щирий, серйозний, мудрий, кмітливий, оптимістичний.
Орієнтовний план характеристики Мауглі 1. Поява людського дитинчати біля лігва вовків: його зовнішність та поведінка. 2. Життя в новій сім’ї: умови … та поведінка. 3. Вчинки Мауглі (перемога над Шер-Ханом, порятунок Мессуа, боротьба з рудими собаками. 4. Взаємини та прояв рис характеру: А) з Вовками-батьками, Багірою, Балу, Акелою: почуття обов’язку, щирість і самовідданість, благородство: Б) стосунки з Шер-Ханом: нетерпимий до несправедливості й підлості. 5. Ставлення до людей. Високо цінує людяність і гідність. 6. Ставлення автора до свого героя. 7. Мос ставлення до Мауглі (оцінка його як особистості). ДУЖЕ СРОЧНО. ДОПОМОЖІТЬ БУДЬ ЛАСКА.
Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».
Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.
Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.
Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.
Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.
Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.
В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.
Сочинение про Соню Мармеладову
Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.
Соня Мармеладова — молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали ,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех. Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.
Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.
Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения ,относящиеся к справедливости и любви к людям.
Вариант 3
Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.
Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.
Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.
Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.
Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.
Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.
После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.
Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.
Сочинение 4
Соня Мармеладова — главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.
Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.
Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).
Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.
Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.
Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.
Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.
5 вариант
Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.
Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.
Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.
Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.
Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.
Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.
Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.
Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.
Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.
Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.
Сонечка Мармеладова
Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.
В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.
Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.
Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.
Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.
Характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказани
Соня Мармеладова — один из главных персонажей романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Она является дочерью главного героя Мармеладова и проституткой, которая зарабатывает на жизнь продажей своего тела.
Соня описывается как красивая, молодая и очень скромная девушка, которая не жалеет себя и отдает последнее, чтобы помочь своей семье. Она вынуждена работать в проституции, чтобы содержать братиков и пьяного отца, который постоянно разоряет семейный бюджет.
Одним из главных образов Сони является ее вера в Бога и способность прощать других людей. Она всегда готова поддержать человека, даже если он сделал что-то неправильное. Соня знает, что все люди ошибаются, и у нее есть надежда на то, что все люди могут исправиться.
Соня становится ключевым фигурантом в жизни Раскольникова, главного героя романа. Он влюбляется в нее и находит в ней свою последнюю нить спасения. Соня помогает ему осознать, что его идеи о преступлении и наказании ошибочны, и что настоящее исправление возможно только через признание своей вины и покаяние.
В целом, образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Достоевского является символом надежды и веры в человеческую доброту, несмотря на все трудности и лишения жизни. Она отличается своей сильной моральной силой и способностью помогать другим людям, даже если это заставляет ее жертвовать собственным благополучием.
Другие сочинения:
Несколько интересных сочинений
- Цитаты героев из Мастера и Маргариты Булгакова Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.
- Анализ рассказа Шукшина Калина красная Произведение является одним из самых колоритных в творчестве писателя и повествует о жизни простых деревенских людей с их самобытными и неимоверно сложными судьбами.
- Сочинение Великая Отечественная война в литературе 20 века При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена
- Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» 6 класс Продолжите следующий рассказ: Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный. — Я вчера за полчаса все дрова переколол
- Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.
© 2023 sochinite.ru
Сочинения, басни, анализ стихов, раскраски