Промывка и замена антифриза ВАЗ-2107
Пришло время заменить охлаждающую жидкость (ОЖ) в двигателе на новую, на залитой машина отъездила уже более 5-ти лет. Хотя, по нормативу она должна меняться каждые 2 года или 60 тыс.км.
Так, долгая эксплуатация автомобиля на старой жидкости чревата быстрым износом помпы, коррозией внутренних деталей двигателя, закисанием краника печки, течью патрубков, ухудшением теплоотдачи и т.д.
Изначально в машину был залит синий антифриз класса G11 и со временем жидкость поменяла цвет с синего на сине-зеленый, помутнела, на дне расширительного бачка образовался налет.
Поэтому в этот раз зальем антифриз более совершенного класса G12+ красного цвета с указанным сроком службы до 5 лет.
Предварительно промоем систему специальной промывкой.
Для начала необходимо слить старую жидкость с радиатора и блока двигателя, на них имеются соответственно краник и сливная пробка.
Используем подходящий шланчик для удобства — жидкость токсична
В нашем случае на двигателе вместо пробки установлен предпусковой подогреватель, поэтому просто снимем один из его патрубков.
Открываем крышки радиатора, бачка и краника печки для лучшего выхода жидкости. Слиться должно около 8 литров антифриза (емкость системы охлаждения 8,6 литра).
Теперь промоем систему водой со шланга под напором, предварительно закрыв краник радиатора, пока из блока не начнет выходить прозрачная жидкость.
Затем закрываем сливные отверстия, заливаем промывку и наполняем систему водой.
Для лучшего удаления воздуха снимаем один из патрубков подогрева дросселя, пока не пойдет жидкость, и одеваем обратно.
Заводим двигатель и согласно инструкции даем поработать 10-15 минут, одновременно доливая воду и проминая верхний патрубок до прекращения выхода воздуха.
Этого времени как раз хватит чтобы прогреться двигателю до 100 °C к моменту включения вентилятора охлаждения.
При этом включаем вентилятор отопителя салона на полную мощность и открываем краник для прочистки радиатора.
После прогрева глушим двигатель, дадим немного остынуть и сливаем промывочную жидкость.
Каких-либо больших хлопьев или включений не обнаружено
Еще раз промываем двигатель проточной водой, и дадим хорошенько стечь. Пока стекает, можно заменить изношенные и задубевшие патрубки (лучше менять комплектом).
В нашем случае это пара патрубков идущих к термостату, на одном пошла трещина, другой из-за потери эластичности пропускал жидкость, которая капала на генератор.
Теперь можно приступить к заливке нового антифриза, предварительно закрываем все сливные отверстия.
В систему должно войти примерно 8,6 литра антифриза. Для лучшего заполнения системы опять же снимаем шланчик подогрева дросселя, заводим двигатель и по мере выхода воздуха из радиатора доливаем, проминая верхний патрубок.
Когда воздух перестанет выходить, заливаем жидкость по горловину и закрываем крышку радиатора. Наполняем расширительный бачок выше отметки min.
Прогреваем двигатель до рабочей температуры, следя за патрубками. Не забываем включить печку, из нее должен дуть теплый, затем горячий воздух по мере прогрева.
При срабатывании вентилятора глушим двигатель, проверяем патрубки на течь, при необходимости подтягиваем. При этом уровень в бачке должен немного приподняться, по мере остывания опуститься.
Также в течение нескольких следующих дней проверяем не покапывает ли где жидкость, так как при промывке удаляется старый защитный слой от присадок, а новый еще не образовался.
Небольшое видео:
Антифриз для ВАЗ 2107 1 поколение
Для правильной покупки необходимо знать только Тип и Цвет (оттенок) антифриза, допустимый для конкретного года выпуска кузова. Один и тот же Тип антифриза может выпускаться в разных цветах, в таблице указаны такие случаи.
При полной смене жидкости достаточно знать только Тип подходящего антифриза. Если необходима доливка, важно узнать еще и Цвет уже залитой жидкости. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте — у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Например: Для ВАЗ 2107 (1 поколение) 1982 г.в, с бензиновым или дизельным типом двигателя, подойдет — Традиционный класс антифриза (тосол), тип TL с оттенками синего цвета. Примерный срок следующей замены которого составит — 2 года.
По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалам техобслуживания.
Важно знать
Ниже указаны возможные цвета каждого типа жидкости.
Бывают случаи, когда цвет имеет разные оттенки. Например, красный может быть розовым или светло-оранжевым.
Смешивать жидкость разных производителей — можно, если их типы соответствуют условиям смешивания.
• G11 можно смешивать с аналогами G11
• G11 нельзя смешивать с G12
• G11 можно смешивать G12+
• G11 можно смешивать G12++
• G11 можно смешивать G13
• G12 можно смешивать с аналогами G12
• G12 нельзя смешивать с G11
• G12 можно смешивать с G12+
• G12 нельзя смешивать с G12++
• G12 нельзя смешивать с G13
• G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой
• Не допускается смешивание Антифриза с Тосолом. Ни при каких условиях!
Желательно, но необязательно учитывать цвет при смешивании.
Тосол и Антифриз — сильно отличаются по качеству. Тосол — торговое название традиционного типа (TL) охлаждающей жидкости старого образца.
По окончанию срока службы — жидкость полностью обесцвечивается или сильно тускнеет. Перед заменой одного типа жидкости на другой, промойте радиатор автомобиля обычной водой. Полная инструкция.
Нелегкий выбор оптимального антифриза для классики.
Рано или поздно перед большинством из нас встает вопрос: что залить в систему охлаждения ВАЗовской классики? У многих владельцев отношение к антифризу всегда одно: да пофиг что лить, лишь бы охлаждал и не кипел и мало кто задумывается, что неправильно подобранный антифриз может оказаться тихим убийцей вашего авто. Здесь я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями о выборе О.Ж., а именно какого типа антифриз лучше подходит для системы охлаждения классических ВАЗов. Постараюсь аргументировано подкрепить свою точку зрения относительно выбора оптимального антифриза.
Сразу хотел бы сказать что речь пойдет не о конкретных производителях О.Ж. и их продуктах.
В моем понимании основные требования к антифризу выражаются в следующем:
1. Чтобы был достаточный уровень теплообмена (металл-жидкость-металл);
2. Раствор не должен замезрать в стандартных климатических условиях;
3. Не должен вызывать деградации материалов системы охлаждения;
Хотел бы напомнить, что основная составляющая О.Ж.это этиленгликоль и он оказывает серьёзное коррозионное воздействие на металлы, по этому в состав антифризов входят антикоррозионные присадки.
В традиционных охлаждающих жидкостях (типа G11 по классификации VAG обычно зеленого, сине-зеленого цвета), к числу которых относится и «ТОСОЛ», защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др.
Силикаты: действуют очень быстро и в случае эрозии/коррозии быстро заделывают поврежденные места. Основным недостатком является низкая стабильность и быстрый расход. Присадки у G11 расходуются непрерывно, по этому появление ржавчины в О.Ж. говорит о «кончине» последних. При выпадении в осадок представляют собой абразив, который может сокращать срок службы помпы и её уплотнений.
Помимо естественной низкой растворимости силикаты склонны к полимеризации (к примеру при высоких температурах) с образованием геля, забивающего каналы системы охлаждения. И этот процесс развивается особенно хорошо в присутствии других солей (хлориды, карбонаты и т.д.).
О.Ж. G11, защищая систему охлаждения от коррозии, в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю ее поверхность тонким слоем накипи(силикатной пленкой), что ухудшает теплообмен в системе охлаждения и снижает ее эффективность.
Многие владельцы ВАЗовской классики до сих пор используют именно такую О.Ж. (силикатную неорганику, G11), но есть и те, кто перешел на карбоксилатные антифризы (G12+ по классификации VAG).
Этот тип антифризов содержит ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя на всей поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоёв толщиной не более 0,1 микрона. Такой антифриз имеет больший срок службы – 5 лет, против 2-х лет у силикатного. Карбоксилатный антифриз также лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.
Антифризы G12+ на основе органических кислот обладают меньшей вязкостью, чем традиционные антифризы (G11), в следствие чего они чаще протекают. С другой стороны растворы с меньшей концентрацией в антифризах на основе органических кислот (менее вязкие), образуют меньше накипи, чем традиционные типы антифризов с высокой концентрацией солей.
К слову, я сам уже 5 лет катаю на антифризе такого типа (TEXACO Havoline eXtended Life Coolant (XLC)).
Хотел бы отметить, что при переходе с G11 на G12+ проблема состоит в том, что в системе охлаждения после использования G11 остается силикатная пленка, которая препятствует работе органических присадок G12+. По этому при переходе с одного типа О.Ж. на другой необходимо хорошо промывать систему и лучше несколько раз!
Казалось бы, переход на более современные О.Ж. (условно G12+) вполне оправдан, если бы не одно НО! В наши классические ВАЗы изначально шли низкощелочные неорганические О.Ж., а минимальная скорость коррозии металлов обычно достигается именно в слабощелочных растворах.
В карбоксилатных (органических) антифризах как правило щелочной показатель выше.
Органика по природе своей разрушаема и разлагаема. Разлагаясь, она дает новые вещества, с новыми свойствами (возможно агрессивными) снижающими ее первоначальные параметры, на которые закладывался производитель.
Стоит так же упомянуть ещё об одном аспекте, связанном с использованием органических О.Ж. Одинаковые с виду и по описанию карбоксилатные антифризы, внутри несут в себе совершенно разный набор карбоксилатов. Например есть моно — карбоксилаты, есть ди-(меры), есть даже ароматические карбоксилаты. Некоторые дают синергетический эффект, некоторые даже вредят, например могут быть агрессивны к эластомерам (РТИ). Наверно многие слышали о негативном воздействии одиозной 2-ЕНА (2-этил-гексановой кислоты) на резино- технические изделия системы охлаждения автомобиля.
2EHA — содержится в 2/3 всех карбоксилатных антифризов на рынке, в пакетах всех известных компаний, Arteco, BASF, Dober, Haertol, в оригинальных антифризах концернов VW (включая MAN), концерна GM, Ford, CAT, и т.д.
Интересно, не по этой ли причине в ленте D2 практически каждый день встречаются упоминания о текущих кранах отопителя, радиаторах, патрубках и т.д., а мы все дружно пеняем на качество современных зап. частей и ненадежность конструкции наших архаичных (по современным меркам) классических автомобилей.
Таким обр. я пришел к выводу, что на данный момент антифризы типа G12+ не являются оптимальными для двигателя моей «Семерки». Но что ещё можно рассмотреть в качестве разумной альтернативы устаревшей G11 и непредсказуемой G12+?
На мой взгляд компромиссным решением может служить фосфатный лобридный антифриз предназначенный для использования в двигателях японских автомобилей (условное обозначение G12++, условное поскольку японские О.Ж. не имеют ничего общего с классификацией VAG).
Как правило О.Ж. разработанные для японских а/м низкощелочные и не содержат силикатов, боратов, нитритов, аминов и 2-EHA
Лобриды на 91% состоят из OAT ((Organic Acid Technology), что также является одним из обозначений карбоксилатных технологий) и на 9% из неорганики, но в чем же приемущества фосфатного лобрида перед другими типами О.Ж.и как он работает?
Тут есть тонкий момент, который я очень образно (без страшных слов) постараюсь разъяснить.
Органика образует (в местах контакта конечно, речь не о всей поверхности) ворсовый ковёр, похожий на ковролин. Основание ковролина (подложка) это металл, ворсинки — хвост карбоксилата (любого; моно, ди, хоть ароматического). Если в доме чисто (и спокойно), то и ходите по нему на здоровье. И если у вас есть «ремонтный набор ворсинок», то если что-то начало подтираться — воткнули, на недостающее место и починили ковролин (карбоскилатная присадка сама решит когда ей сесть на поверхность металла).
А теперь представьте себе что у вас дома ремонт, но ковролин вы уже купили и несмотря на ремонт, вы его все же положили (ну так ходить приятнее, теплее, мягче), но при этом укрыли картонкой (или целлофаном).
В роли защитного покрытия (картонки) как раз и выступают фосфаты, которые образуют защитную плёнку на металле.
Вы по нему ходите, ходите, картонка потихоньку стирается. В системе охлаждения происходит тоже самое, день за днем поток воды вымывает эту плёнку, пока не вымоет совсем. Залатать картонку не получится, нет такой опции / технологии. Ее можно только заменить (залить новый антифриз).
Тут как раз и вступает в работу принцип «лобрида». Карбоксилаты — ваш выход.
Начинаем латать и поддерживать состояние ковролина за счет резервного набора.
Теперь суть проблемы, пока лежит «картонка», под нее не подсунуть «ворс», не добраться до подложки. Неорганика это первый этап действия, а карбоксилаты второй.
Если система чистая (нет у вас потрясений в виде ремонта), то карбоксилат отличное решение.
А вот если «проходной двор», то картонка (как доп. защита) лишней не будет.
Само собой это утрированное понимание работы, но по сути где-то близко. Приблизительно по такому принципу работают О.Ж. часто называемые Super Long Life Coolant.
А что понимается под «проходным двором» в системе охлаждения? Там где уже натоптано.
Пленка обычно накрывает разом большую область, чем точечный механизм карбоксилата.
Хотя тут тоже много нюансов, если система имеет серьезные поражения, то все не так однозначно…
P.S.
Немного о роли фосфатов в лобридном антифризе соответсвующего типа.
Когда речь идет о фосфатах у них две фундаметнальные функции: защита от коррозии ( пассивирование метала в частности) и формирование pH буфера (в ходе работы антифриза постепенно разрушается гликоль образуя кислоты, их нужно сдерживать). Фосфаты активнее реагируют с Fe2+ b Fe3+ образуя стабильные комплексы.
5 февраля 2020 Метки: расходники
Самостоятельно меняем охлаждающую жидкость на ВАЗ 2107
Любой двигатель нуждается в нормальном охлаждении. И двигатель ВАЗ 2107 не исключение. Охлаждение в этом моторе жидкостное, это может быть как тосол, так и антифриз. Жидкости со временем вырабатывают свой ресурс, и автомобилисту приходится их менять. Разберёмся, как это делается.
Назначение охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107
О назначении охлаждающей жидкости нетрудно догадаться из её названия. Она служит для отведения избыточного тепла от двигателя. Всё просто: в любом двигателе внутреннего сгорания есть множество трущихся деталей, которые в процессе работы могут разогреваться до температуры в 300°C. Если эти части вовремя не охладить, мотор выйдет из строя (причём в первую очередь от перегрева пострадают поршни и клапаны). Тут-то и приходит на помощь охлаждающая жидкость. Она подаётся в работающий двигатель, и циркулирует там по специальным каналам, забирая избыточное тепло.
Общий принцип работы жидкостной охлаждающей системы ВАЗ 2107
Нагревшись, охлаждающая жидкость уходит в центральный радиатор, который постоянно обдувается мощным вентилятором. В радиаторе жидкость остывает, а затем вновь отправляется в охладительные каналы мотора. Так осуществляется непрерывное жидкостное охлаждение мотора ВАЗ 2107.
О тосоле и антифризе
Сразу следует сказать, что делить охлаждающие жидкости на тосолы и антифризы принято только в России. Чтобы разобраться, почему так вышло, нужно ответить на вопрос: а что вообще такое охлаждающая жидкость?
Как правило, основой для охлаждающей жидкости служит этиленгликоль (в редких случаях — пропиленгликоль), к которому добавляют воду и набор специальных присадок, препятствующих коррозии. У разных производителей разные наборы присадок. И все охлаждающие жидкости, представленные сегодня на рынке, классифицируются по технологиям производства этих присадок. Технологий существует три:
- традиционная. Присадки сделаны из солей неорганических кислот (силикатов, нитритов, аминов или фосфатов);
- карбоксилатная. Присадки в карбоксилатных жидкостях получают только из органических карбонатов;
- гибридная. В этой технологии к органическим карбонатным присадкам производители добавляют небольшой процент неорганических солей (чаще всего это фосфаты или силикаты).
Охлаждающая жидкость, сделанная по традиционной технологии, называется тосолом, а жидкость, сделанная по карбоксилатной технологии, называется антифризом. Рассмотрим эти жидкости подробнее.
Тосол
У тосола есть несколько достоинств. Перечислим их:
-
защитная плёнка. Неорганические соли, содержащиеся в тосоле, образуют на поверхности охлаждаемых деталей тонкую химическую плёнку, надёжно защищающую детали от коррозии. Толщина плёнки может достигать 0.5 мм;
Тосол создаёт равномерный защитный слой, но при этом препятствует теплоотводу
Тосол А40М — недорогая охлаждающая жидкость отечественного производства
Разумеется, у тосола есть и недостатки. Вот они:
- небольшой ресурс. Тосол быстро приходит в негодность. Его нужно менять через каждые 40–60 тыс. км пробега;
- действие на алюминиевые части. Присадки, содержащиеся в тосоле, негативно влияют на алюминиевые поверхности в главном радиаторе. Кроме того, тосол может образовывать конденсат. Эти факторы существенно сокращают сроки службы алюминиевых радиаторов;
- влияние на водяную помпу; Склонность к образованию конденсата может пагубно повлиять и на водяной насос ВАЗ 2107, приведя к преждевременному износу его крыльчатки.
Антифриз
Теперь рассмотрим плюсы и минусы антифриза. Начнём с плюсов:
- долгий срок службы. Шести литров антифриза в среднем хватает на 150 тыс. км пробега;
- температурная избирательность. Благодаря карбонатным присадкам, антифриз может активнее защищать ту поверхность двигателя, которая нагрелась сильнее других;
Антифриз не препятствует теплоотводу и эффективно защищает очаги коррозии с помощью локальных слоёв
А минус у антифриза всего один: высокая стоимость. Канистра качественного антифриза может стоить в два, а то и в три раза дороже канистры хорошего тосола.
С учётом всех вышеперечисленных достоинств, подавляющее большинство владельцев ВАЗ 2107 останавливают свой выбор именно на антифризе, поскольку экономия на охлаждающей жидкости ещё никогда не приводила ни к чему хорошему. Для ВАЗ 2107 подойдёт практически любой антифриз как отечественного, так и западного производства. Чаще всего автовладельцы предпочитают заливать антифриз марки Лукойл G12 RED.
Лукойл G12 RED — самая популярная марка антифриза у владельцев ВАЗ 2107
Другими, не столь известными марками антифриза являются Felix, Aral Extra, Glysantin G48, Zerex G и др.
Промывка системы охлаждения
Промывка охлаждающей системы — процедура очень важная, так как именно от неё зависит эффективность охлаждения двигателя ВАЗ 2107. При этом многие автолюбители предпочитают не промывать систему охлаждения, а заливать новый антифриз сразу после слива старого. В результате остатки старого антифриза смешиваются с новой охлаждающей жидкостью, что крайне негативно сказывается на её рабочих характеристиках. Именно поэтому перед заливкой нового антифриза настоятельно рекомендуется промыть систему охлаждения мотора. Сделать это можно как с помощью воды, так и с помощью специальных составов.
Промывка охлаждающей системы с помощью воды
Сразу следует сказать, что этот вариант промывки целесообразно использовать только тогда, когда под рукой нет хорошей промывочной жидкости. Дело в том, что в обычной воде есть примеси, образующие накипь. И если водитель всё-таки решил промывать охлаждающую систему водой, то наилучшим выбором в этой ситуации будет дистиллированная вода.
Последовательность промывки водой
- Дистиллированная вода заливается в расширительный бачок ВАЗ 2107.
В расширительный бачок ВАЗ 2107 залита дистиллированная вода
Сливаемая из ВАЗ 2107 вода должна быть такой же чистой, как и заливаемая
Промывка охлаждающей системы специальным составом
Промывка охлаждающей системы с помощью специального состава — это оптимальный, но при этом весьма дорогостоящий вариант. Потому что чистящие средства эффективно удаляют из системы остатки жировых включений, накипь и органические соединения. В настоящее время владельцы ВАЗ 2107 используют двухкомпонентные промывочные жидкости, в состав которых входят как кислоты, так и щёлочи. Самой популярной является жидкость LAVR. Стоимость — от 700 рублей.
Промывочная жидкость LAVR — оптимальный выбор для промывки системы охлаждения ВАЗ 2107
Последовательность промывки системы специальной жидкостью
Последовательность промывки охлаждающей системы специальным составом практически ничем не отличается от последовательности водной промывки, о которой говорилось выше. Единственным отличием является время работы мотора. Это время необходимо уточнять (оно зависит от состава выбранной промывочной жидкости и в обязательном порядке указывается на канистре с промывкой).
Сравнение трубок радиатора ВАЗ 2107 до и после промывки составом LAVR
Замена антифриза на ВАЗ 2107
Перед началом работы определимся с инструментами и расходными материалами. Вот что нам понадобится:
- канистра с новым антифризом (6 литров);
- рожковые ключи в комплекте;
- ведро для слива старого антифриза.
Последовательность работы
- Автомобиль устанавливается на эстакаду (как вариант — на смотровую яму). Лучше, если передние колёса машины будут располагаться чуть выше задних.
- На приборной панели необходимо найти рычаг, управляющий подачей тёплого воздуха в салон. Этот рычаг сдвигается в крайнее правое положение.
Рычаг подачи тёплого воздуха, обозначенный буквой А, перед сливом антифриза нужно сдвинуть вправо
Пробка расширительного бачка ВАЗ 2107 должна быть открыта перед сливом антифриза
Перед сливом антифриза пробку центрального радиатора ВАЗ 2107 нужно обязательно открыть
Отверстие для слива антифриза из рубашки двигателя расположено на блоке цилиндров ВАЗ 2107
Сливная пробка находится в нижней части радиатора ВАЗ 2107
Ремень сливного бачка ВАЗ 2107 отстёгивается вручную, затем бачок поднимается как можно выше
Видео: слив охлаждающей жидкости с ВАЗ 2107
Итак, заменить охлаждающую жидкость на ВАЗ 2107 вполне можно своими силами. С этой процедурой справится даже начинающий автолюбитель, который хотя бы раз держал в руках гаечный ключ. Всё, что для этого требуется — чётко следовать вышеизложенной инструкции.
- Автор: Алексей Степанов
- Распечатать