Что такое кроп камера canon
Перейти к содержимому

Что такое кроп камера canon

  • автор:

Что такое кроп камера canon

Приветствую друзья! С вопросом: « что такое кроп-фактор матрицы?» «что такое полный кадр?», рано или поздно сталкивается все, кто стремится более серьезно заниматься фотографией. В этой статье мы разберёмся — что это за понятия и в чём их отличия.

Что такое кроп-фактор матрицы

Кроп-фактор – («crop» — обрезать), это величина, обозначающая разницу физического размера между пленочным кадром формата 35mm (24×36 mm) и размером матрицы цифровой камеры. Другими словами, отношение диагонали кадра пленки к диагонали матрицы.

Значение кроп, используется по отношению к цифровым камерам, у которых размер матрица меньше стандартного плёночного кадра. Такие камеры называют кропнутыми. Самые распространенные зеркальные (любительские) камеры с размерами обрезанных матриц: 1,5 Nikon; 1,6 Canon. К примеру значение кропа 1,6 в камере Canon, означает, что его матрица меньше в 1,6 раз полнокадровой.

Матрица равная по размеру плёночному кадру (24×36 mm), называется Full Frame — полная или полноразмерная. Такой размер, условно принято считать как кроп-фактор равный 1.

Отличие Full Frame от кроп в размере картинки

В чем проявляются отличия двух разных по величине матриц. Если использовать одинаковые объектив, на полнокадровой и кроп камере, обрезанная матрица захватит меньшую часть проецируемого изображения через объектив. Угол обзора будет меньше, при этом создаётся впечатление, что используется большее фокусное расстояние объектива.

кроп Full Frame.

Из-за уменьшенного размера, марица не в состоянии захватить всё передаваемое изображение, оно получается обрезанное 1,6 раза (для Canon), увеличение происходит потому, что используется его меньшая часть, которая выглядит увеличенной при печати в том же формате. Из-за этой визуальной разницы картинки, появился термин эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР).

Эквивалент фокусного расстояния

На объективах, производители указывают значения фокусного расстояния, соответствующие полнокадровой матрице.

ЭФР — определяет значение реального фокусного расстояния для Full Frame с учётом использования объектива на кроп камерах.

Для того чтобы вычислить эквивалентное фокусное расстояние, необходимо умножить значение фокусного расстояния объектива на кроп фактор матрицы. К примеру 50 mm умножаем на 1,6 получаем 80 mm эквивалент для полного кадра.

Это означает, что если мы будем использовать объектив 50 mm на камере с кроп матрицей, то для камеры с полным кадром, будет соответствовать значение 80 mm.

Эквивалент фокусного расстояния (1)

Обозначение на объективе

Принадлежность объектива обозначается следующими сокращениями:

Характеристика объектива Полный кадр (FF) Кроп (матрица APS-C)
 Canon EF EF–S
 Nikon FX DX
 Sony - DT
Pentax FA DA
 Sigma DG DC
 Tamron - Di II

Объективы для полнокадровых камер, могут использоваться также для камер с APS-C матрицами, но не на оборот.

На что влияет размер матрицы

Безусловно «Full Frame» имеет большее преимущества над «crop», но есть и недостатки.

Преимущества

  • Угол обзора и как следствие больший захват картинки;
  • Глубина резкости (ГРИП), чем больше размер матрицы, тем больше возможность добиться меньшей глубины резкости;
  • Светочувствительность (ISO), у полного кадра есть возможность работать на более высоком значении ISO без появления шумов.

Кроп, Canon 5D b 750 D..Недостатки

  • Возможно появление эффекта виньетирования, это обусловлено свойствами матрицы. При использование этого же объектива на камере с матрицей APS-C, такого эффекта не будет;
  • Большие размеры сенсора, соответственно влияют на размеры самой камеры, и как следствие на её вес;
  • Стоимость камеры Full Frame в разы дороже кроп камеры.

Заключение

Какую камеру лучше выбрать, нет однозначного ответа. Мастер своего дела и на любительскую камеру может создать шедевр.

Камеру необходимо выбирать, в зависимости от задач которые планируются решать, соответственно согласовывая свой выбор с бюджетом.

Надеюсь данная статья помогла вам разобраться в данном вопросе.

C уважением Автор блога vzest.ru

Понравилась статья? Прими участие в развитии Блога, сделай репост, поделись с друзьями.

Что такое кроп-фактор и что он значит

Что такое кроп-фактор и что он значит

Это числовая пропорция между диагональю кадра 35-миллиметровой пленки (24 x 36 мм) и матрицы цифровой камеры, имеющей обычно меньший или почти такой же размер. Служит для вычисления эквивалентного фокусного расстояния сменных объективов.

При использовании 35-миллиметровой оптики на пленочных камерах стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, широкоугольным — не длиннее 35 мм. Для портретов используется объектив 75–120 мм, а более «дальнобойная» оптика применяется для решения специальных задач (например, съемки спорта). Если матрица имеет меньший размер, чем кадр 35-миллиметровой пленки, то из центра формируемого объективом изображения как бы вырезается часть — кроп. Портретный объектив превращается в телевик, стандартный — в портретный и т.д.

Производителями принято указывать фокусное расстояние для кадра 24 x 36 мм, даже если объектив может использоваться только с цифровыми камерами (современная оптика Olympus, серия AF-S от Canon, DX от Nikon). Цифровые объективы имеют меньшее кроющее поле, чем обычные. Они не могут использоваться с пленочными и полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами, но имеют свои плюсы — компактность и большую светосилу при меньшей цене. Правда, не все три качества сразу, а всего два на выбор. Минусом такой оптики является виньетирование (падение яркости ближе к краям кадра), в той или иной степени присущее любому объективу EF-S или DX. Бороться с этим эффектом научились в компании Olympus, уже много лет не выпускающей «пленочные» объективы.

Классификация зеркальных ЦФК

Зеркальные цифровые камеры выпускают Canon, Fuji, Nikon, Olympus, Pentax, Sigma, Sony… Фотоаппараты этих производителей, в свою очередь, подразделяются на профессиональные и любительские. Но что лежит в основе всех различий? В чем главное отличие одной от другой? Можно с уверенностью говорить, что фундаментальным является именно формат матрицы — кроп-фактор. Общая тенденция такова, что чем больше матрица — тем «профессиональнее» и дороже сама камера. Хотя встречаются исключения из этого правила (например, Sigma SD14). В настоящее время можно говорить о пяти классах цифровых зеркальных камер:

Кроп-фактор Особенности
2x Самыми маленькими матрицами оснащено семейство ЦФК стандарта 4/3. Модели Olympus и Panasonic (также встречаются под маркой Leica)
1,7x Зеркалки Sigma с необычными трехслойными матрицами Foveon X3
1,6x Canon EOS, кроме камер серии 1
1,5x Многочисленное семейство цифровых зеркалок. Производители — Fuji, Nikon, Pentax, Sony, Konica Minolta
1,3x Профессиональные репортерские камеры Canon 1D Mark I/II/III. Дальномерная Leica M8
Full Frame (FF) Новый Nikon D3. Профессиональные камеры Canon 1Ds Mark I/II/III. Canon 5D, благодаря которому FF «пошел в массы»

К перечисленным категориям необходимо добавить разношерстное семейство камер, матрицы которых больше Full Frame, — среднеформатные камеры со сменными задниками. Наряду с цифровым задником можно использовать пленочный, поэтому свой кроп-фактор есть и здесь — он отсчитывается от размера пленочного кадра. 56 x 56 мм — для Hasselblad 500-й серии, Rolleiflex 6000-й серии. 41,5 x 56 мм — для систем Contax, Mamiya 645 AFD.

Исключениями являются изначально цифровые среднеформатные камеры, не совместимые с пленкой: самая доступная модель этого класса Mamiya ZD, Hasselblad H3D, не запущенный в серийное производство Pentax 645 Digital.

Принцип работы матрицы Foveon

Принцип работы матрицы Foveon

Обьектив Canon серии EF-S

Обьектив Canon серии EF-S

Цифровая камера среднего формата — мечта рядового фотографа. Это дорогое удовольствие, ведь самая дешевая стоит $10 тыс. За счет особо крупного пикселя и оптики с красивым рисунком, от которой, с учетом формата, уже не требуется обеспечивать заданное число «линий на 1 мм», эти камеры создают потрясающую картинку. Правда, у «камеры мечты» есть минус, обусловленный как раз большой матрицей. Она сильно греется, поэтому «шумит» даже на средних ISO и нуждается в активной системе охлаждения с вентилятором (отсюда — громоздкий размер комплекта).

Добро или зло?

Типичная проблема «кропнутых» камер — шумы. Она будет заметна, если сравнивать картинку, которую дают на высоких ISO 12-мегапиксельная Canon 5D и, к примеру, Sony A700, имеющий такое же разрешение, но меньший размер матрицы. Чем больше сенсор, тем меньше шумы и шире динамический диапазон (охват яркостей между самой светлой и темной точками изображения).

Минус full frame-камер — виньетирование и падение резкости по краям кадра. Оно обусловлено особенностями оптики и светочувствительных ячеек. Матрицы «правильно» улавливают только фронтальный свет, а ближе к периферии кадра он падает под углом, что приводит к заметному падению детализации и яркости на этих участках. Пленочные камеры избавлены от этого недостатка, потому что для светочувствительной поверхности пленки совершенно неважно, под каким углом на нее падает свет.

Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости. При съемке портрета с помощью Canon 5D на диафрагме f/2,8 резким может быть, например, только часть лица модели. А если у вас в руках псевдозеркалка Fuji S9600, то при той же диафрагме резкой будет вся модель целиком. Для макро и пейзажей изображение должно быть резким — здесь хороши зеркальные Олимпусы и качественные компакты вроде упомянутого Fuji S9600. При съемке портретов, напротив, нужен красиво размытый фон и пластичная картинка, передающая нюансы тональности. Лучшим вариантом здесь будет студийная камера среднего формата с цифровым задником.

Среднеформатная камера Hasselblad h3c

Среднеформатная камера Hasselblad h3c

Пути прогресса

Качество изображения, полученного с помощью цифровой камеры, зависит не только от площади кадра, но и от структуры элементов, отвечающих за формирование картинки, и от потерь на этапе превращения «сырого» аналогового сигнала в цифровое изображение (разрядности аналогово-цифрового преобразователя, алгоритма баеровской интерполяции). На соотношение детализация/шум непосредственное влияние также оказывает интенсивность фильтра низких частот (low-pass filter), расположенного перед матрицей. Даже при идентичных матрицах камеры одних производителей обходят другие в плане качества картинки. За счет большего размера микролинз, которые размещены перед каждым пикселем и отвечают за формирование светового пучка, в новой зеркалке Canon 40D удалось добиться меньшего уровня шума, чем в любительской 400D, оснащенной, казалось бы, такой же 10-мегапиксельной матрицей.

Самое интересное, что даже при одинаковом размере матриц и разрешении полезная площадь каждого пикселя может варьироваться. Матрицы HR (в компактных камерах) отличаются формой пикселей — в виде шестигранника. Пиксели образуют структуру, похожую на пчелиные соты. Образец из природного мира подсказал инженерам, как можно более эффективно использовать площадь матрицы. Результат: компактные камеры Fuji, вроде F31fd или S9600, несмотря на крохотную матрицу, приближаются к зеркалкам по качеству картинки.

Точно такая же структура имеет место и в «профессиональных» матрицах Super CCD SR, которыми оснащены зеркальные модели Fuji (в том числе новая S5 PRO). Она дополнена другой полезной находкой инженеров: под каждой микролинзой находится шестиугольный S-пиксель, формирующий информацию о цвете, и дополнительный R-пиксель меньшего размера, который реагирует на сильный свет. Строго говоря, R-пиксель не увеличивает детализацию: микролинза одна на пару разных пикселей. Он выполняет функцию саббуфера, позволяя получать изображения с лучшим «объемом». Перепад яркостей (динамический диапазон) на каждом участке может достигать существенно большего значения, чем в случае обычной матрицы. А это позволяет спокойно снимать с прямой вспышкой, не опасаясь пересветов и получая при этом хорошо проработанное изображение в тенях. Для приверженцев Fuji данная особенность намного ценнее, чем абстрактная разрешающая способность, измеряемая тестами.

Sigma SD14

Sigma SD14

Альтернативный вариант предлагает Sigma, использующая трехслойные матрицы Foveon X3. В обычной матрице, придуманной инженером Kodak Баером в конце 70-х, цвет достигается за счет группы из четырех пикселей — красного, синего и двух зеленых (в зеленом больше информации о яркости). Все бы хорошо, но при большом увеличении мы видим мутную картинку — это связано с самим принципом получения изображения. Проблема частично устранима методом сложной обработки в программе Photoshop (или процессором вашей камеры). В основе «революционной» матрицы Foveon — свойство кремния пропускать лучи различного цвета на разную глубину. Пиксель конечного изображения требует сразу трех ячеек матрицы, расположенных последовательно друг за другом, на разных слоях. Каждый слой обеспечивает разрешение 2652 x 1768 пикселей (4,7 Мп). На выходе получаем изображение, где каждый пиксель имеет строго точный цвет, что дает превосходную резкость при печати небольших форматов (до А4). Недостаток такого подхода — невысокое по современным меркам разрешение. Новая зеркалка SD14 имеет общее разрешение 14 Мп, но эффективное, конечное разрешение картинки не достигает даже 5 Мп. Компания Olympus сумела устранить главный минус своих прежних моделей — плохое качество на высоких ISO. Отставание новых зеркалок Olympus и Panasonic от большинства конкурентов не превышает одной ступени ISO (при отключенном шумодаве). За счет лучшего в истории стабилизатора изображения в профессиональной модели E-3 (до пяти ступеней) на этот недостаток можно просто не обращать внимание!

Цифровые зеркалки с полноформатной матрицей становятся более доступными, но это вовсе не означает, что метод улучшения картинки за счет увеличения площади матрицы — единственная дорога к идеальному качеству картинки. Есть много вариантов добиться того качества, к которому мы стремимся, не выходя за рамки «кропа», акцентируя внимание на внутренних характеристиках пикселя, более разумно используя имеющуюся площадь.

Выбираем полупрофессиональную зеркалку Canon — кроп или полный кадр?

Вероятно, название статьи многим покажется провокационным. В ней я выскажу свое мнение — стоит ли, выбирая фотоаппарат, стремиться купить именно полнокадровую камеру. За историю своего увлечения фотографией в моих руках побывало множество разных камер — и с кроп-фактором (зеркалки, беззеркалки) и полнокадровых (Canon EOS 5D, 5d Mark II, 5D Mark III). Задумываясь, что бы я себе купил, если бы у меня не было зоопарка полнокадровой оптики Canon, я все чаще прихожу к выводу, что это был бы скорее всего фотоаппарат с кроп-фактором и скорее всего, беззеркалка.

В качестве сравнения я буду использовать зеркалки Canon, но в принципе, все что будет сказано ниже применимо и для других производителей — разница если и есть, то в мелочах. Итак, поехали.

Рабочее ISO

Большинство современных кропнутых камер сохраняют возможность снимать с более-менее приемлемым качеством до ISO 3200 включительно. Есть исключения как в большую, так и в меньшую сторону, но в общем и целом картина такая. Для подтверждения данного утверждения я обратился к ресурсу dpreview.com и сравнил уровень шумов в RAW у камер Canon EOS 700d, Canon EOS 60d, Canon EOS 6d, Canon EOS 5d mark III. К сожалению, тестовых снимков с более новых моделей у них не оказалось. Результат такой.

Canon EOS 700D, RAW, ISO 3200:

canon 700d iso3200

Пусть это будет точкой отсчета. Выбираем модель классом повыше.

Canon EOS 60D, RAW, ISO 3200:

canon-eos-60d

Чуть-чуть получше — шум есть, но он имеет более мелкую структуру и его проще подавить в Lightroom без существенного снижения детализации.

А теперь полный кадр. Опытным путем подбираем ISO таким образом, чтобы уровень шумов был сопоставим с кропнутыми камерами. Оно оказалось в два раза больше, как и предполагали ранее.

Canon EOS 6D, RAW, ISO6400:

canon eos 6d iso6400

А теперь «тяжелая артиллерия» — Canon EOS 5D Mark III, RAW, ISO6400:

canon eos 5d mark iii iso 6400

Собственно, ничего нового мы не увидели — полный кадр «рулит», рабочее ISO как минимум в 2 раза больше.

Давайте посмотрим на проблему выбора фотоаппараты не с технической точки зрения, а с точки зрения здравого смысла. При всех преимуществах полнокадровых матриц перед матрицами с кроп-фактором, не стоит забывать о том, что решающее значение на качество результата съемки оказывает по большей части оптика.

Сейчас самая дешевая полнокадровая камера Canon из новых — EOS 6D. Тушка стоит около 100 тысяч рублей. Можно найти «серую» тысяч за 90. На объектив остается 10 тысяч рублей. Что можно купить за эти деньги? Canon EF 50mm 1.1.8 STM или Canon EF 40mm 1:2.8 STM (сравнение). Можно фотографировать портреты в полный рост, средние планы, если повезет, то пейзажи. Чтобы купить универсальный зум на полный кадр, нужно раскошелиться как минимум тысяч на 25, а скорее всего — на 30 и больше. Это будет «темный» на длинном конце Canon EF 24-105mm 1:3.5-5.6 IS STM. Хотите постоянную светосилу 1:4 — цена возрастет как минимум в 2 раза (Canon 24-70mm 1:4L), а если замахнетесь на Canon 24-70mm 1:2.8L II — в 4-5 раз.

Есть еще бюджетная «элька» Canon EF 24-105mm 1:4L, но это стекло довольно старое. Он был весьма неплох на «первом пятаке» с его 13 мегапикселями, но на 21-мегапиксельном 5D mark III резкость уже не та. Недавно Canon обновил этот объектив, выпустив его вторую версию. Лично не пробовал, вероятно, разрешение у него повыше, но и стоимость нее заметно возросла по сравнению с «первым» 24-105L.

А теперь — неожиданный поворот. Отказываемся от полного кадра и покупаем за 60 тысяч рублей (или даже дешевле) Canon EOS 70D. У нас остается около 40 тысяч рублей на объектив. Давайте посмотрим, что можно на повесить на кроп за эти деньги (или чуть поднакопив/заняв)?

Обратите внимание — это объективы с постоянной светосилой 2.8 и даже 1.8! Не стоит списывать со счетов универсальные зумы с переменной светосилой, тот же Canon EF 18-135mm IS USM. Стоит относительно недорого, очень удобен в использовании.

Что касается Sigma 18-35mm 1:1.8 Art — это вообще уникальное стекло, не имеющее пока аналогов. Объектив со светосилой 1:1.8 в более чем в 2 раза светлее, чем 1:2.8 и более чем в 4 раза светлее, чем 1:4. При таком раскладе, мы получаем возможность на Canon 70D (или любой другой кропнутой тушке) снимать на вполне рабочем ISO 1600, там где полнокадровой тушке с сопоставимым по стоимости объективом Canon 24-70mm 1:4 потребуется ISO6400.

Вот такая занимательная математика. Вывод — если отказаться от приобретения полнокадровой камеры в пользу кропнутой камеры со светосильным объективом, можно сэкономить вполне весомую сумму денег и при этом не проиграть в качестве картинки. Это раз.

Фокусировка, скорострельность

Если провести сравнение характеристик 70D и 6D, то очень быстро выясняется, что «семидесятка» в этом плане более совершенна — поддерживается «гибридная» фокусировка, благодаря которой следящий автофокус будет работать при съемке видео. У 70D 19 датчиков фокусировки крестового типа, в то время как у 6D — их 11, причем крестовой только в центре. На практике эта разница будет остро ощущаться при репортажной съемке, когда нужно фотографировать что-то в движении.

А еще у 70D по сравнению с 6D выше почти в 2 раза выше скорость серийной съемки — тоже немаловажная деталь.

Хотите сочетание полного кадра, нормального автофокуса и более-менее приличной скорострельности — покупайте 5D Mark III. Простой маркетинг! Но на этот случай в кропнутом легионе есть еще один сильный игрок — Canon EOS 7D Mark II. Стоит он чуть дешевле, чем 6D, но по скорости работы не имеет себе равных среди зеркалок полупрофессионального сегмента.

Использование широкоугольной оптики

Распространенный миф — полный кадр существенно превосходит кроп в плане возможностей использования широкоугольной оптики, позволяя захыватить в кадр больший кусок пространства. Сейчас это утверждение весьма спорное, поскольку в продаже появилось большое количество сверхширокоугольных объективов, созданных специально под кроп. Причем, среди них присутсвуют вполне бюджетные решения, например, Canon EF-S 10-18mm. Также не стоит забывать о широкоугольной оптике Sigma, Tamron, Tokina, Samyang. Фокусное расстояние сверхширокоугольных объективов под кроп начинается от 8 мм — есть обчные широкоугольники и «рыбьи глаза». Этого более чем достаточно, чтобы экспериментировать с перспективой на кропе.

По логике вещей стоило бы сравнить стоимость кропнутых широкоугольников с аналогичными полнокадровыми, но принцип тот же, что и при сравнении стоимости штатных зумов. Полнокадровая оптика дороже.

Телефото, макро

В этом плане кроп-фактор является неоспоримым достоинством, так как в 1.5-2 раза увеличивает масштаб объектов. Объектив 300 мм, который на полном кадре в общем-то «не пришей к собаке хвост» — для портрета 300 мм слишком много, для фотоохоты слишком мало, на кропе 1.6 превращается в 460 мм.

Недавно я баловался с переходником с Canon EF на Micro 4/3 (кроп 2) и на 300 миллиметрах (которые превратились в эквивалентные 600 мм) получал вот такие фотографии:

луна на 600 мм

Портретная съемка

Художественный портрет — это наверно единственный жанр, в котором полный кадр одерживает победу над кропом. Наиболее заметна разница при использовании светосильной оптики.

Благодаря 100% использованию угла обзора объектива, с полным кадром можно снимать с относительно близкого расстояния и при этом получать мощное размытие заднего плана. Все что для этого потребуется — светосильный «портретный» объектив.

5D Mark II + Canon 85 1.2L

Эта фотография была сделана в репортажных условиях на Canon EOS 5D Mark II и объектив Canon EF 85mm 1:1.2L (который стоит чуть дешевле чугунного моста). Фото без обработки.

На кропе для получения подобной фотографии придется либо сокращать фокусное расстояние (например, использовать объектив до 50 мм), либо снимать с в 1.5 раза большего расстояния. И то и другое заметно уменьшит размытие заднего плана. Под это дело наш Красногорский завод выпустил довольно интересное стекло — Зенит 50mm 1:1.2.

Этот объектив появился относительно недавно, но уже обрел множество поклонников. Естественно, он не лишен недостатков, главный из которых — отсутствие автофокуса. Ближайший по характеристикам автофокусный Canon 50mm 1.4 стоит около 25 тысяч рублей, но он не стоит этих денег — унылое стекло без изюминки и «волшебства».

Из «полтинников» мне очень понравилась Sigma 50mm 1:1.4 ART, но это уже совсем другая история.

Подведем итоги

Пришло время сделать какие-то выводы.

Не так давно многие пророчили исчезновение кропнутых зеркалок как класса — их вытеснят беззеркалки. Зеркалки останутся только полнокадровые. Я в свое время тоже придерживался этого мнения. Наблюдая за ситуацией, приходится пересмотреть свое отношение к кропу и полному кадру.

Кроп никуда не денется. Со временем характеристики матриц APS-C вплотную приблизятся к полнокадровым. Даже несмотря на гонки мегапикселей. Уже сейчас рабочее ISO сенсоров формата APS-C приблизилось к тому значению, которое можно охарактеризовать как «хватает в 99% случаев». На те случаи, когда ISO не хватает, есть светосильная оптика, сделанная специально под кроп и стоит она на намного дешевле аналогичной по характеристикам полнокадровой.

Я ни в коем случае не пытаюсь отговорить вас от полного кадра! Если есть возможность купить полнокадровую тушку с хорошей оптикой, я рад за вас. Если же на оптику не хватает, и в обозримом будущем вы не планируете зарабатывать фотографией, вполне разумным будет решение о приобретении полупрофессиональной тушки с сенсором APS-C и хорошего светосильного объектива — это даст вам больше возможностей, по сравнению с полнокадровой тушкой с «темным» китовым объективом, который, собственно, убьет все преимущества.

Кроп или полный кадр: что выбрать, плюсы и минусы каждого

Что лучше выбрать — фотоаппарат с полнокадровой матрицей (фуллфрейм) или кропнутый? И что вообще это такое? Если вы думали над этим и копались в теме, то натыкались на профессиональные фотофорумы, где дискуссия началась за здравие, а заканчивалась бессмысленными спорами на отвлечённые темы.

Мы разобрались в этой непростой теме, выяснили отличие полного кадра от кропа и собрали плюсы и минусы и фуллфрейма, и недооценённых кроп-камер.

Выбирая между кропом и фуллфреймом новичо остается с этим сложным вопросом один, либо получает категоричный и самый простой ответ в духе «что дороже, то и лучше», который не учитывает потребности фотографа / Источник: unsplash.com

Что такое кроп и чем он отличается от полного кадра?

Кроп-камеры — это фотоаппараты с «кропнутой», то есть как бы обрезанной, уменьшенной матрицей. Матрица — самая важная, дорогая и сложная деталь фотоаппарата. Именно на неё в камеру через объектив попадает свет, который она преобразует в изображение.

Синеватый квадратик, который виден за креплением для объектива — матрица фотоаппарата / Источник: unsplash.com

Прародитель матрицы — это плёнка в старых фотоаппаратах. Один кадр плёнки — квадратик размером 36х24мм. Именно этот физический размер матрицы берётся за отправную точку и называется полный кадр (ещё их называет фуллфрейм). Все фотоаппараты, размер матрицы которых меньше 36х24мм, относятся к кропам.

Если говорить просто, у кроп-камер матрица как бы «обрезана» по краям. Визуально это выглядит так: если фотографировать с одного расстояния и на один объектив на кроп-камеру и фуллфрейм, то создастся впечатление, что фотографию с фуллфрейма как будто обкромсали по бокам ножницами и получился кроп. Из-за этого же создаётся впечатление, что кроп как будто «снимает ближе» — увеличивается фокусное расстояние объектива. Так «классический» объектив 50мм на кропе будет выдавать картинку портретника, как будто вы фотографируете на 80мм, а портретник и вовсе превращается в телевик.

Что такое мегапиксели у матрицы

Кстати, новичков-фотографов смущает, что часто у фуллфреймов и кропов матрицы по размеру разные, а число мегапикселей — одинаковое. А иногда можно встретить модели, где у кроп-камер оно будет даже больше. Хорошо это или плохо? Следует ли за этим гнаться? Подробно о матрицах и пикселей читайте в этом тексте, а мы ниже коротко напомним.

Матрица состоит из светочувствительных элементов — диодов или пикселей, как они называются в «цифровом пространстве» — в телефонах, на мониторах компьютеров и ноутбуках. Именно они отвечают за то, чтобы «ловить» свет, который поступает в фотоаппарат. Чем больше физический размер пикселей, тем лучше.

Пиксели похожи на ячейки балконов в доме. Чем больше окон и чем они больше, тем больше света попадает в комнату (на матрицу фотоаппарата) / Источник: unsplash.com

Получается, кроп-матрицы даже с одинаковым числом мегапикселей будут ловить свет хуже и в меньших объемах. Кстати, именно поэтому современные модели телефонов с огромным количеством мегапикселей в характеристиках камеры всё равно выдают ощутимо худшее качество, чем фотоаппараты. И так мы подошли к главному — плюсам и минусам и минусам кроп-камер.

Кроп или фуллфрейм? Плюсы и минусы

Выбирая между кропом и фуллфреймом, взвешивайте свои потребности, бюджет, а также учитывайте частоту и тип ваших съёмок / Источник: unsplash.com

Плюсы кропнутых фотоаппаратов

+ Камера фотографирует «крупнее», увеличивая фокусное расстояние объектива. Не нравится это? Купите специальный переходник — спидбустер. Он не только полностью или почти полностью нивелирует кроп-фактор (то, насколько сильно фотоаппарат обрезает и приближает картинку), но также может поднять светосилу. И так из одного объектива получится два.

+ Больше вариантов оптики. Объективы с полного кадра подходят к кропнутым камерам. Обратный процесс (когда кроп-объектив подходит для полнокадровых камер) работает не у всех производителей (например, у Canon) — если вы наденете объектив для кропа на фуллфрейм, то сломаете камеру.

+ Компактность. Кропнутые камеры, как правило, гораздо меньше и легче фуллфрейма.

+ Бюджетность. Часто за цену одной лишь «тушки» («голого» фотоаппарата без оптики) фуллфрейма можно купить кроп-камеру и объектив (а то и несколько) впридачу. Объективы, кстати, тоже дешевле, чем на полный кадр.

+ Фотография может казаться более резкой. Это происходит потому, что у полного кадра угол обзора шире, а у объективов часто падает резкость по краям.

Минус кропнутых фотоаппаратов

— Шумы, если вы снимаете в условиях плохого освещения и в тёмное время суток. Именно тут маленькие матрицы проигрывают фуллфрейму.

— Сложно получить ультраширокий угол.

— Хуже размытие фона, сложнее получить боке, чем на фуллфрейме.

— Уже динамический диапазон. То есть, если сравнивать с полнокадровыми камерами, теряются детали в тенях и светах.

Кому подойдёт кропнутая камера?

Кроп-камера — небольшая и мобильная «машина», которая отлично подойдёт для старта / Источник: unsplash.com

  • Вы — новичок, который только-только начал фотографировать. Вы ещё не знаете, будете ли этим заниматься, захватит ли это вас? Тогда нет смысла тратиться на дорогой полнокадровый фотоаппарат, который потом будет пылиться на полке.
  • У вас ограничен бюджет. Чем быстрее вы перейдёте от теории к практике, тем лучше. Невозможно стать фотографом без камеры. Лучше купить кроп и начать снимать, чем ждать, пока у вас окажется нужная сумма.
  • Вы — любитель. Фотоаппарат не нужен вам каждый день, вы не планируете зарабатывать на этом деле и фотографируете чисто для себя. Вам не нужно «звенящее» качество, чтобы печататься в журналах и на биллбордах.
  • Вы хотите компактную камеру, чтобы изредка брать её с собой на прогулки с семьей и в путешествия, и вам не нужна огромная махина, которая вместе с объективом будет весить несколько килограмм.
  • Вы фотографируете только в студиях. Свет — особенно импульсный — творит чудеса. Благодаря ему вы получите картинку хорошего качества даже с бюджетными камерой и объективом.

Плюсы фуллфрейм-фотоаппаратов

+ Красивое размытие и боке.

+ Меньше шумов, если вы фотографируете с плохим светом или его недостаточно. Также, как правило, рабочее значение ISO у полнокадровых камер выше. Это значит, что кадр будет светлее, а шумов меньше.

+ Широкий динамический диапазон. То есть на фотографиях будет больше информации в светах и тенях. Например, при съёмке пейзажей меньше шанс получить красивое небо и «выбитую» в чёрный воду/поле/лесополосу.

+ Более глубокие цвета. Это значит, что камера передает больше оттенков и полутонов. Особенно это важно, если вы любите, когда на фотографии мало контрастов, цветов и оттенков, вас тянет к минимализму и чёрно-белым фотографиям.

+ Ультраширокий угол. Вы можете использовать сверхширокоугольную оптику, не боясь, что камера обрежет края.

Минусы фуллфрейм-камер

— Цена. За цену одного полнокадрового фотоаппарата можно собрать полноценный стартовый набор новичка с кроп-камерой, объективом и парой «примочек», типа флешек, фоторюкзака или штатива в придачу.

— Виньетирование и падение резкости по краям кадра. Объективы несовершенны. Из-за этого часто края кадра немного затемнены — появляется виньетка, а также падает резкость. В кроп-камерах это незаметно — обрезанная матрица просто «отсекает» эти недостатки.

Кому подойдет полнокадровый фотоаппарат?

Без навыков и опыта полнокадровая камера может не раскрыть весь свой потенциал / Источник: unsplash.com

  • Портретным фотографам, свадебщикам. Полнокадровый фотоаппарат даст вам красивое размытие и глубокие цвета.
  • Репортажникам. Вы часто фотографируете в сложных условиях, где мало света. Лучше иметь запас ISO, чем провалить съёмку. Тем более, что не везде можно пользоваться вспышкой.
  • Пейзажистам, которым важен широкий динамический диапзаон. Чтобы детали были и на ярком небе, и в тени деревьев. Справедливости ради, фуллфрейм не решает эту проблему полностью. Скорей всего, вам придётся фотографировать со штатива несколько кадров разной яркости и объединять их в фотошопе. Но, в любом случае, качество будет выше.
  • Вы часто фотографируете вечером или ночью, хотите заняться астрофотографией.

Самое важное, что нужно помнить — в фотографии самое ценное не техника, а ваши навыки, видение и опыт. Их можно получить и на кроп-камере. Дайте человеку, который ни разу не держал в руках фотоаппарат, самую дорогую на свете среднеформатную «тушку» с топовым объективом. Получится ли у него шедевр, который сразу отправится на фотовыставку?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *