Что такое ШРУС, почему он ломается и как его проверить?
Что такое ШРУС в автомобиле, где находится эта деталь, как выглядит? Ответы на эти вопросы обязательно должен знать каждый водитель. ШРУС является важнейшим элементом ходовой части автомобиля. Состояние детали необходимо строго контролировать, а при малейших признаках поломки срочно производить замену. И неважно, о каком автомобиле идет речь – бюджетных ВАЗ 2114, 2110, Нива Шевроле среднего сегмента или дорогущих иномарках. Во всех машинах граната играет одинаково незаменимую роль. Рассмотрим, для чего нужен ШРУС, почему он ломается и как определить поломку.
ШРУС: что это такое
Аббревиатура ШРУС расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Деталь еще называют гранатой – из-за ее внешнего сходства с данным боеприпасом. «ШРУС как работает для чайников» — очень популярный вопрос, который не раз слышал каждый автослесарь от владельца авто во время ремонта. Все просто: посредством шарнира происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. Деталь ответственна не только за приведение колес в движение, но и за управление ими. Соответственно, при поломке ШРУС ехать дальше попросту не получится – автомобиль встанет, и не поможет даже буксировка.
Деталь состоит из обоймы с канавками и корпуса. В канавках ходят шарики, обеспечивающие жесткую сцепку составных частей элемента друг с другом. С одной стороны ШРУС соединяется со ступичным подшипником, с другой – с дифференциалом. Благодаря такой конструкции и расположения граната обеспечивает неразрывность ходовой.
ШРУС относится к категории силовых деталей, на которые оказывается интенсивное воздействие в ходе эксплуатации автомобиля. Элемент нуждается в смазке, защите от внешних факторов. Для этого он заключен в специальный резиновый или пластиковый пыльник, внутри которого находится смазка. Срок службы гранаты напрямую зависит от целостности данного чехла.
Распространенные причины поломок ШРУС
Коварство гранаты заключается в том, что часто она выходит из строя внезапно. Основными причинами поломки являются:
- Негерметичные пыльники. В ходе эксплуатации в них появляются разрывы, трещины. Внутрь элемента попадает пыль, грязь, мелкие камешки, в результате чего ШРУС начинает хрустеть и в итоге ломается.
- Экстремальная манера вождения. Чрезмерные нагрузки на автомобиль ускоряют износ всех его элементов, в том числе гранат.
- Чип-тюнинг. Очень популярная сегодня услуга, которая также резко негативно сказывается на шарнирах. Мотор автомобиля разгоняется, и штатные приводы просто не справляются с повышенными нагрузками.
- Неправильный монтаж. Здесь часто причина кроется в цене детали. Когда водитель видит, сколько стоит оригинальный пыльник – а обычно стоимость довольно высока для небольшой детали – начинается самодеятельность. Автовладельцы приобретают в интернете б\у или поддельные детали. Форумы пестрят сообщениями из разряда «а вот фото и цены пыльника, который я поставил на свой автомобиль – дешево и сердито». На практике такие эксперименты могут дорого обойтись.
Частые поломки детали
Помимо порванного пыльника, в ШРУС могут случиться следующие неисправности:
- Выработка шариков качения. Это случается либо из-за агрессивной манеры вождения, либо в результате естественного износа.
- Выработка на шлицевой части. Причины те же: чрезмерные нагрузки или старение металла.
- Выработка в игольчатом подшипнике. Чаще всего это происходит в результате износа.
- Износ опорного подшипника качения. Рано или поздно элемент изнашивается.
- Срез или облом шлицевой части. Причины поломки – покупка некачественного ШРУСа или внесение изменений в конструктивные особенности автомобиля.
- Разрушение кольца. Со временем оно ржавеет и попросту трескается. В зависимости от конструкции гранаты его можно заменить отдельно или необходима полная замена ШРУСа.
Признаки неисправности
Существует несколько предупреждающих знаков, свидетельствующих о том, что граната вот-вот выйдет из строя. К ним относятся:
- Следы смазки на краях шины. Даже если их там совсем немного, это может свидетельствовать об износе пыльника ШРУС. Если обратиться в сервисный центр на данном этапе, можно избежать полной замены детали, ограничившись лишь установкой нового пыльника.
- Треск, шум при поворотах. Когда вы поворачиваете рулевое колесо, нетипичные звуки будут свидетельствовать о неисправности гранаты. Шум часто усиливается при езде назад.
- Неровная езда. Если при движении по прямой дороге с нормальным покрытием автомобиль подскакивает, его ведет в сторону – скорей всего, ШРУС вышел из строя.
- Вибрации. Изношенный шарнир не сможет правильно балансировать ходовую во время движения. Поэтому при езде будут ощущаться вибрации.
- Стук во время езды. Если шарнир равных угловых скоростей изнашивается, он начинает издавать характерные стуки. Они могут исходить от внутреннего или внешнего ШРУС – в зависимости от привода.
Что делать при наличии признаков поломки
Оценить состояние ШРУС можно визуально. Чаще всего при поломке деталь деформирована, что видно невооруженным глазом. В этом случае требуется срочный ремонт, ведь на ходовую приходится повышенная нагрузка, что ускоряет ее износ.
При наличии у вас должных навыков и знаний, специализированного инструмента можно провести замену самостоятельно. Но если вы не разбираетесь в сфере автомеханики, лучше доверить данную задачу специалистам.
Отправляйтесь в сервисный центр, специалисты которого проведут комплексную диагностику и оценят состояние гранаты. Возможно, можно будет обойтись одним ремонтом детали, без замены. Если же потребуется менять ШРУС, мастера подберут наиболее подходящий вариант с учетом планируемого бюджета. Доверяйте машину профессионалам, чтобы водить уверенно и безопасно.
Замена наружного шруса на Нива Шевроле
В автомобилях Нива Шевроле граната представлена в виде шарнира ровной угловой скорости. Такое название данного узла происходит из-за схожести его с военным узлом. Еще его называют Шрус, он передает крутящий момент в автомобиле, от самого мотора к колесам, при различных углах поворота руля.
Данный элемент появился во время того, когда начали производить передниприводные машины, а до этого передача крутящего момента на колеса происходила за счет обычного кардана. А так как шарнир находился постоянно под нагрузкой, его срок службы был маленьким, и эта проблема повлекла за собой создание специального узла Шруса, который крутящий момент на колесо мог передавать под разными углами при поворотах.
Виды шруса
Данный элемент помогает равномерно передавать крутящий момент, при этом учитывает момент того что колесо может быть под различным углом относительно авто. Они бывают двух типов:
Эти детали, как и любые другие со временем изнашиваются, поэтому рано или поздно владелец транспорта приходит к тому что их нужно менять. Давайте подробней рассмотрим по каким причинам на автомобиле Нива Шевроле замена наружного шруса необходима и по чему он выходит из строя.
- Распространённой причиной выхода из строя это большей срок эксплуатации детали. Как правило замена требуется через десять тысяч километров, но замена может потребоваться и раньше
- Езда по разбитой дороги, резкие повороты, до упора на скорости выворачивается руль, в эти моменты на Шрус происходит максимальная нагрузка
- Если попадает пыль, грязь, вода из-за износа резинового пыльника — это то же провоцирует поломку раньше заявленного срока. Поэтому периодически следует проверять в каком состоянии находится защита.
Замена
Чтобы поменять наружный шрус необходимо извлечь струю гранату, его можно демонтировать только вместе с полуосью, когда процедура выполнена необходимо провести следующие действия:
- Снятый узел зажимаем в тиски
- Снимаем пыльник старый
- Молотком сбиваем Шрус
- На шестерне полуоси зачищаем все имеющиеся зубья
- На ось устанавливаем новый шарнир
- Ставим пыльник и зажимаем хомутами его
- Устанавливаем все на место
Довольно часто автовладельцы авто Нива Шевроле прибегают к тюнингу мотора, в результате чего мощность его увеличивается, тем самым в несколько раз увеличивая нагрузку на Шрус и карданы, и чтобы избежать быстрого износа данных частей рекомендуется усиливать вал.
Поэтому если вы будите знать все особенности данных частей, то вы всегда опредилите по какой причине вышел из строя тот или иной элемент, и сможете произвести замену в любой момент самостоятельно.
Меняем внутренний и наружный ШРУСы на Шевроле Нива своими руками: выбор гранаты
Граната на автомобиле представляет собой шарнир равных угловых скоростей. Такое название узел получил по причине того, что он похож на военный узел. Его ещё могут называть ШРУС. При помощи его в автомобиле передаётся крутящий момент от мотора к колесу при разных углах поворота ведущего колеса.
Что такое ШРУС (граната)
Внутренняя граната на Шниву
Появилась эта деталь в то время, когда производители стали выпускать машины с передним приводом. Изначально крутящий момент передавался на ведущее колесо при помощи обычного кардана. При этом срок службы шарнира был небольшим, так как он постоянно работал в нагрузку. Эта проблема дала толчок к тому, что был изобретён специальный узел (ШРУС), который мог передавать крутящий момент на колёса при разных углах их поворота.
ШРУС на Нива Шевроле
При помощи его крутящий момент передаётся от мотора на ведущие колёса. В основном это передний привод. За счёт ШРУСА происходит равномерная передача крутящего момента с учётом того, что колесо находится под разным углом относительно автомобиля.
На Шевроле граната может быть:
Наружный шрус
Внутренний шрус
Как и все другие детали в машине, этот узел имеет свой определённый срок службы. Поэтому каждый владелец Нивы рано или поздно сталкивается с необходимостью замены ШРУСА.
Причины поломки гранаты
Одна из причин выхода из строя шруса — прорыв пыльника и попадание грязи.
ШРУС может выйти из строя по таким причинам:
- Длительный срок эксплуатации механизма . Это является наиболее распространённой причиной возникновения поломки. Обычно деталь приходится менять через 10 000 километров пробега (в среднем), но может случиться, что ремонт потребуется и раньше.
- Неаккуратная езда . Это могут быть резкие повороты, езда по неровной дороге на большой скорости или выворачивание руля при резком старте машины. Во всех этих случаях на ШРУС идёт максимальная нагрузка.
- Попадание в устройство воды, пыли или грязи . По этой причине шарнир также может выйти из строя раньше времени. Попадает вода внутрь из-за повреждения резинового пыльника. Потрескаться защита может от любых факторов при эксплуатации, поэтому рекомендуется периодически проверять её состояние.
Замена гранаты
Правый внутренний ШРУС вблизи, видно артикул и маркировку
Этот узел состоит из частей, которые постоянно находятся в движении. В результате этого они могут лопать или истираться, что требует их замены.
Ремонтироваться устройство может только в том случае, когда владелец машины вовремя выявил повреждение пыльника, а потому посторонние вещества ещё не успели попасть внутрь механизма.
Но это случается довольно редко, так как вовремя выявить повреждение пыльника почти нереально. А также следует сказать, что и стоимость ШРУСА не велика, а потому его можно купить при необходимости.
Видео о восстановлении шруса Нива Шевроле
Определение неисправности
Определить неисправность гранаты можно и самостоятельно. Для этого надо во время движения автомобиля вывернуть руль в любую сторону до упора. При этом водителю будет слышен хруст в районе переднего колеса. В таком случае надо произвести замену шарнира.
В процессе ремонта важно выявить, требуется менять оба шарнира или один, потому что такие работы рекомендуется осуществлять только комплексно.
Видео как определить неисправность гранаты
Меняем гранату на Нива Шевроле своими руками
Для замены гранаты изначально следует извлечь старую. В процессе придётся демонтировать полуось вместе со ШРУСОМ (в интернете можно найти видео разборки). Потом владелец авто должен выполнить такие действия:
- Зажать снятый узел в тиски.
- Снять старый пыльник.
Снимаем пыльник
Сбиваем шрус
Устанавливаем новый шарнир
Устанавливаем пыльник
Устанавливаем ось со шрусом на автомобиль в обратном порядке
Видео о замене гранаты на Нива Шевроле с помощью обратного молотка
Рекомендации: усиление промвала
В настоящее время многие владельцы Нива Шевроле делают тюнинг мотора на своём авто, в результате этого у него повышается мощность, а потому нагрузка на карданы и ШРУСы возрастает в несколько раз.
Чтобы избежать такой неприятности специалисты рекомендуют усилить валы.
Вывод
Зная особенности ШРУСа и то, как можно выявить его неисправность или произвести замену, вы можете справиться с такой работой и собственными силами, имея небольшой опыт в данной работе.
Шрусы (гранаты) Шевроле Нива
Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам в составе переднего привода колес Шевроле Нива используются шарниры равных угловых скоростей: шрусы внутренние через вал работают в паре с гранатами наружными.
Гранаты наружные Шевроле Нива
Начиная с первых серийных автомобилей ВАЗ-2121 и по сей день все модификации в приводе передних колес имеют шарниры равных угловых скоростей типа Бирфилд. В случае с наружными гранатами здесь нет крайней необходимости искать иную систему, ведь шарики одна из лучших конструкций для данного узла.
Значимые изменения, как уже говорилось ранее в статье про привод передних колес, в устройстве наружных гранат на 23 модели производилось дважды: первый раз при изменении количества шлиц на 24, а во второй — при оборудовании автомобилей системой АБС.
Шрусы внутренние Шевроле Нива
История заводских изменений внутренних шрусов Шевроле Нивы и того меньше: началась и закончилась на технических решениях инженеров в конце того века. Для первых двух модификаций используются 21-е на 22 шлиц, ну а для автомобилей с 2003 года – шрусы на 24 шлиц. В таком состоянии они и дошли до современной Niva Travel.
Как и во внешних здесь используется тот же тип – Бирфилд, однако уже довольно давно имеет место спор о вариантах замены, особенно когда вопрос касается лифтованных автомобилей. И наиболее часто встречающаяся вариант замены – трипод.
ШРУСЫ при лифте Шевроле Нива
При подготовке автомобиля к покорению неезжанных пространств и для обеспечения работы переднего привода нужно соблюсти одну простую вещь – гранаты должны быть установлены так, чтобы обеспечивать рабочий угол. Так что при выборе той или иной конструкции стоит смотреть именно на максимальный угол измененной геометрии. Чем он больше, тем выше нагрузки и выше вероятность поломки, да и у каждой конструкции есть свои ограничения.
Что касается вала, то здесь может быть стоит подумать о замене на усиленный и/или удлиненный. Особенно если поднимаете машину больше чем на 5 см. Уже готовые варианты есть на рынке и с этим проблем возникнуть не должно. Стандартный можно оставить при небольшом лифте.
Какую систему использовать предпочтительней? Весьма сложно давать советы там, где уже давным-давно все обговорено и для многих решение уже принято. Будем честны, в вопросе выбора между триподом и шариком найдутся махровые апологеты последних и не менее заматерелые сторонники первых. Так что пришлось запросить информацию у нашего СТО по статистике установки шрусов при лифтовке.
И по результатам чаще при наличии лифта у нас устанавливают триподные валы. Но и тут есть одно «но». До этого у нас в продаже были под брендом Trialli и никаких особых манипуляций с ними мы не делали. С недавнего времени мы заменили ассортимент на магнитогорские от БелМаг, с которыми приходится повозиться: мы протачиваем корпус для увеличения углов.
Резюмируя все вышесказанное, отличий не так уж и много и при выборе шрусов на Ниву Шевроле нужно только посчитать количество шлиц и убедиться в наличии (или отсутствии) АБС.
С актуальным ассортиментом из этой статьи вы можете ознакомиться в блоке «Товары в наличии». Если в нем нет предложений, которые могли бы вас заинтересовать, то это значит, что все уже купили или мы никогда ранее не продавали такой товар. Оставьте заявку в форме ниже и мы перезвоним вам, как только сможем узнать информацию о сроках и стоимости интересующей вас детали. После нажатия кнопки «Отправить» страница будет перезагружена. Не беспокойтесь, мы получили ваше сообщение.
Либо вы можете вернуться к блоку товаров и посмотреть что есть в наличии нажав на следующую ссылку — посмотреть актуальные предложения.